Статистика-2018 в Китае: прекращение роста и новый бестселлер

Игорь Владимирский
Фото:
компании-производители

Китайский автомобильный рынок непрерывно рос на протяжении 28 лет, причем невероятными темпами, однако в 2018 году случился перелом. Торговая война с США, суматоха на биржах и значительное замедление экономики страны вылились в уменьшение объема продаж на 2,8%. Любопытно, что весь «откат» пришелся на второе полугодие, тогда как в первой половине 2018 года рынок успел вырасти на 5,6%.

Впрочем, итоговый результат все равно впечатляет: 28 млн 81 тысяча новых автомобилей за год! Даже рынок Штатов, находящийся на втором месте в мире, далеко позади (17,3 млн), а уж с 1,8 млн машин в России и сравнивать нечего. Неудивительно, что автопроизводители уже давно ориентируют модельные ряды на рынок КНР. Правда, в статистике Поднебесной традиционно отсутствуют импортные машины, которые считают отдельно. Именно поэтому в таблицах ниже нет марок, которые не имеют производства в Китае (Subaru, Tesla, Porsche и другие). Но их доля не так велика: например, за 11 месяцев продано 1 млн 38 тысяч автомобилей иностранного производства, а импортер номер один — Mercedes (166 тысяч машин с января по ноябрь).

Спрос на пассажирские автомобили упал на 4,1% — до 23 млн 710 тысяч экземпляров. Под ударом оказались даже всепроникающие кроссоверы (минус 2,5% и 9 млн 995 тысяч машин), но обычные легковушки пострадали больше (минус 2,7% и 11 млн 528 тысяч штук), а сильнее других просели всевозможные минивэны и компактвэны (минус 17% и 2 млн 187 тысяч). Однако рынок коммерческой техники пока еще в плюсе: продажи грузовиков, автобусов и пикапов выросли на 5,1% — до 4 млн 371 тысячи экземпляров.

Отдельного упоминания заслуживает так называемый сегмент New Energy Vehicles («Автомобили на новой энергии»), который включает подзаряжаемые гибриды, электромобили и водородные машины. Китай остается для них крупнейшим рынком — и пока что спрос растет. В 2018 году прибавка составила 62%, а итоговый результат впервые перевалил за миллион: 1 млн 256 тысяч штук! Причем спрос на пассажирские модели вырос на 82% — до 1 млн 54 тысяч, а рынок коммерческой техники почти не прогрессировал (202 тысячи, рост на 1,7%). Структура сегмента выглядит так: 984 тысячи чистых электромобилей (рост на 51%), 271 тысяча подзаряжаемых гибридов (плюс 117%) и 1526 водородных машин. Однако в 2019 году правительство Китая обещает отменить субсидии на покупку «автомобилей новой энергии», так что спрос неизбежно обрушится.

Доля китайских брендов на внутреннем рынке так и не достигла заветной 50-процентной отметки: если в 2017 году было 44%, то в 2018-м только 42%. Спрос упал на 8% — до 9 млн 980 тысяч штук. И это при том, что за прошедший год в КНР появилось 13 новых локальных брендов, плюс после перерыва была перезапущена марка Everus. Самым удачливым из новичков оказался бренд Jetour, принадлежащий компании Chery: реализовано 40 тысяч машин.

Несмотря на падение рынка, продажи автомобилей под немецкими (5,08 млн) и японскими (4,45 млн) марками выросли на 5—6%. Даже корейские автомобили после недавних «гонений» начали наверстывать упущенное (1,18 млн и рост на 3%). А вот торговая война аукнулась компаниям с американским происхождением: спрос упал на 19% — до 2,48 млн машин, и это коснулось даже локальных брендов, созданных при участии американцев (Wuling и Baojun). Но хуже всего дела у французских марок: откат на 33% и общий результат всего 307 тысяч машин. А ведь в восьмидесятых Citroen и Peugeot были среди первопроходцев на рынке КНР, оставив добрую память. Но плохой маркетинг и отсутствие рекламы сделали свое дело.

Зато Volkswagen пожинает плоды долговременных инвестиций в Китай. Уже который год это бренд номер один на местном рынке с огромным отрывом от преследователей: в 2018-м продано 3 млн 130 тысяч машин, хотя это на 0,3% меньше, чем годом ранее (даже несмотря на выход сразу трех новых кроссоверов). Дочерняя марка Audi лидирует в премиум-сегменте: 620 тысяч и рост на 13%. А китайским бестселлером на этот раз стало семейство Volkswagen Lavida (седан на заглавной фотографии и хэтчбек), только что сменившее поколение: продано 504 тысячи автомобилей. До этого Lavida шесть лет занимала второе место. А лидер прежних пяти лет, недорогой компактвэн Wuling Hongguang, сейчас откатился на третье место рейтинга.

Нарастить сбыт смогли Toyota (плюс 13,8%), Honda (2,4%) и Nissan (5,3%), обновив личные рекорды. А Nissan Sylphy дышит лидеру в затылок, хотя результат (481 тысяча машин) посчитан лукаво: в Китае продаются сразу два поколения Sylphy, достижения которых сведены в одну строку. Среди китайских марок лидирует Geely: 1 млн 380 тысяч автомобилей (плюс 12% к результату позапрошлого года). А самым востребованным кроссовером в КНР уже шесть лет подряд остается Haval H6 (453 тысячи машин в 2018 году, включая версию Coupe).

Напоследок пара слов об экспорте. В прошлом году китайские заводы отгрузили в другие страны 758 тысяч пассажирских автомобилей (рост на 19%) и 283 тысячи коммерческих машин (плюс 13%). Россия далеко не главный их потребитель: у нас за год было продано только 37 тысяч китайских легковушек и кроссоверов.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в Китае в 2018 году (в сравнении с 2017-м)

Марка
2018 год, шт.
2017 год, шт.
Динамика
Volkswagen3 129 6433 139 120–0,3%
Honda1 451 4831 417 802+2,4%
Geely1 380 4241 234 927+11,8%
Toyota1 295 0021 138 063+13,8%
Nissan1 177 8051 118 091+5,3%
Buick1 068 1981 223 517–12,7%
Baojun879 0471 021 307–13,9%
Changan851 1581 060 536–19,7%
Hyundai798 598804 558–0,7%
Haval766 062849 554–9,8%
Chevrolet673 337603 133+11,6%
Audi619 740549 117+12,9%
GAC Trumpchi539 134508 563+6,0%
Mercedes-Benz503 108445 687+12,9%
BYD500 032403 496+23,9%
Wuling476 539537 782–11,4%
Roewe470 805383 404+22,8%
BMW464 924384 850+20,8%
Dongfeng442 955632 240–29,9%
Beijing Auto (BAIC, BAW)440 850571 283–22,8%
Chery422 787412 639+2,5%
Ford383 485839 815–54,3%
Kia368 594364 020+1,3%
Skoda352 000334 517+5,2%
Mazda274 735318 588–13,8%
MG258 244134 786+91,6%
Zotye232 410313 107–25,8%
Cadillac228 043172 832+31,9%
JAC189 419219 651–13,8%
Wey139 48686 427+61,4%
Peugeot139 162248 992–44,1%
Mitsubishi136 406120 150+13,5%
Venucia132 068142 927–7,6%
Jeep124 512202 703–38,6%
FAW122 949191 120–35,7%
Hawtai121 417129 232–6,0%
Lynk & Co120 4146 012
Citroen113 867132 487–14,1%
Volvo107 64391 168+18,1%
Leopaard86 402127 083–32,0%
Soueast85 248151 081–43,6%
Brilliance79 927101 303–21,1%
Haima65 009131 139–50,4%
Hanteng64 35762 020+3,8%
Qoros62 25215 381+304,7%
Changhe60 05256 552+6,2%
Lifan57 986109 018–46,8%
SWM57 38864 232–10,7%
Renault50 10972 221–30,6%
JMC50 05855 904–10,5%
Karry48 25790 762–46,8%
Land Rover40 48161 648–34,3%
Suzuki40 112118 706–66,2%
Jetour40 0090
Yema36 08934 548+4,5%
Borgward32 94244 380–25,8%
Maxus30 72431 834–3,5%
Infiniti28 86827 826+3,7%
Jaguar27 31022 340+22,2%
Hongqi26 665нет данныхнет данных
Bisu26 44847 245–44,0%
Cowin24 29943 423–44,0%
Traum21 5210
Jinbei19 12849 282–61,2%
Landwind18 80042 544–55,8%
Foton15 93224 151–34,0%
Zhidou14 33642 484–66,3%
Weichai13 81323 437–41,1%
Bestune10 7570
Luxgen9 36217 859–47,6%
Linktour9 2240
Dorcen8 1560
Nio8 1010
COS7 9330
Yudo7 3430
Acura7 33713 191–44,4%
Kandi6 96419 713–64,7%
Great Wall5 94611 652–49,0%
Dearcc3 918109
DS3 8875 847–33,5%
Ora3 5150
FQT Motor2 2652 972–23,8%
Denza1 9744 685–57,9%
Neta1 2060
Jiangnan1 0731 122–4,4%
Lark1 0050
Horki9640
Huasong8544 577–81,3%
Arcfox588472+24,6
Jonway5005 546–91,0%
Xpeng3710
Fiat2682 273–88,2%
Everus1000
Yulu0531
Isuzu0359

Топ-25 самых популярных автомобилей в Китае в 2018 году (в сравнении с 2017-м)

Модель
2018 год, шт.
2017 год, шт.
Динамика
Volkswagen Lavida503 825517 255–2,6%
Nissan Sylphy481 216404 726+18,9%
Wuling Hongguang476 538532 394–10,5%
Haval H6452 552505 944–10,6%
Toyota Corolla374 400336 763+11,2%
Baojun 510361 403358 877+0,7%
Volkswagen Jetta327 685317 637+3,2%
Volkswagen Sagitar309 902327 062–5,2%
Volkswagen Tiguan303 374340 032–10,8%
Volkswagen Santana276 411287 334–3,8%
Buick Excelle GT/GX286 951434 623–34,0%
Geely Boyue255 695286 163–10,6%
Chevrolet Cavalier252 108189 459+33,1%
GAC Trumpchi GS4250 605337 330–25,7%
Geely Emgrand EC7246 998259 418–4,8%
Volkswagen Bora245 818248 665–1,1%
Volkswagen Magotan228 990216 303+5,9%
Roewe RX5224 819234 418–4,1%
Honda Civic218 132173 865+25,5%
Hyundai Elantra Lingdong216 884116 459+86,2%
Nissan X-Trail207 951184 612+12,6%
Buick Envision201 776236 229–14,6%
Toyota Levin192 697172 871+11,5%
Buick Verano192 174185 326+3,7%
Volkswagen Passat179 028160 324+11,7%

Источник

Метки:
Больше нет статей